Дороги отнимают жизнь у 1,2 млн человек ежегодно во всем мире. У нас в стране более 16 тыс. человек погибли в дорожных авариях только за прошлый год. Больше всего ДТП происходит в трех регионах – это Красноярский и Краснодарский края, Мурманская область, где вот уже два года 30% водителей попадают в аварийные ситуации.
ДТП может произойти где угодно, но есть особенно опасные магистрали, которые называют «дорогами смерти», где столкновения со смертельным исходом происходят чаще, чем где-либо еще. Причиной часто становится не столько вина водителя, сколько сами условия дороги. Такие участки трасс есть в каждой стране. Например, знаменитая дорога Камино-Лос-Юнгас в Боливии, ежегодно собирающая самую большую кровавую жертву. На этой горной 56-километровой дороге гибло от 200 до 300 человек в год.
В России почти в каждом городе или районе люди награждают титулом «смертельных» местные разбитые автодороги, где постоянно случаются аварии. Но речь в статье пойдет не о них, а о крупных магистралях федерального значения. Мы назовем самые разрушительные дороги России, на которых в крупные ДТП, часто со смертельным исходом, попадают грузовые автомобили. Исчерпывающую картину предоставляет интернет-портал ДорИНФО, который актуально отражает все крупные автомобильные происшествия на важнейших федеральных трассах. Здесь публикуется информация по участникам ДТП, пострадавшим и погибшим в результате столкновений на российских автотрассах.
Трасса М-5 «Урал»
Лидирует по аварийности дорога М-5, на которой только в мае этого года произошло три масштабных ДТП, унесших жизни пятерых человек – все они произошли с участием фур. В Оренбургской области при столкновении грузовика и легкового автомобиля смерть настигла трех человек. Всего с начала года на трассе произошло 21 крупное столкновение, жертвами в которых стали 32 человека, среди них 3 детей. Фуры стали участниками ДТП в 19 случаях, при этом погибли 6 водителей большегрузов.
Трасса М-5 Челябинск – Москва протяженностью 1891 км давно признана самой смертельной и аварийной. «Урал» открыли в далеком 1965 году, а в наше время каждый год расстаются с жизнью 100 человек, совершающих поездку по М-5 через семь горных перевалов Челябинской области. Фуры мчатся тут нескончаемым потоком, превышая расчетную интенсивность движения в 7 раз. Главной причиной аварий считают то, что на трассе «Урал» невозможно обогнать впереди идущую машину, особенно трудно это сделать зимой, в снегопад. Трасса, зажатая Уральскими горами, слишком узкая, ей не хватает полос.
Трасса М-4 «Дон»
Еще один лидер по смертельным ДТП – магистраль М4, на которой только в мае случилось три крупных тройных аварии, погибли три человека. В двух из них участвовали фуры. С начала года трасса «Дон» забрала жизни девяти человек в 14 крупных авариях, двое из погибших – дети. С участием грузовиков произошло 8 аварий, один водитель погиб.
Трасса М-4 «Дон» протяженностью 1543 км соединяет центральную часть страны с югом. Летом, когда люди устремляются на отдых к морю, на нее ложится огромная нагрузка. М4 оказалась перегруженной в 8 раз прошлым летом, когда люди сели в машины и отправились отдыхать к Черному морю. На участке Ростовской области, по которой идет трасса, произошло несколько тяжелых ДТП. Наиболее высокий трафик отмечен в районе Аксая под Ростовом-на-Дону – он достигал 100 тыс. автомобилей в сутки, что превышает трафик Московской области.
Трасса, построенная еще в советские времена, не рассчитана на такую транспортную нагрузку. Заторы на ростовском участке М-4 происходят из-за ремонта дороги, который почему-то начали к курортному сезону. Многокилометровые пробки заставляют машины часами стоять на солнце. Как результат – рост ДТП и смерть на дороге. Только за июль и 10 дней августа прошлого года трасса Дон-4 отняла жизни у 19 человек, число аварий подскочило сразу на 25%. Сейчас трассу М-4 расширяют до трех полос, строят объезды населенных пунктов.
Трасса М-7 «Волга»
На М-7 во Владимирской области в мае в тройном столкновении погиб водитель большегруза. С начала года на трассе произошло 13 крупных аварий, в которых погибли 22 человека. Самым кровавым оказался январь, когда в Удмуртии пять человек расстались с жизнью в аварии, которая столкнула пять автомобилей, в том числе автобус. Четверо, в их числе ребенок, погибли в Чувашии, троих М7 погубила в аварии в Подмосковье.
М-7 «Волга» Москва – Уфа имеет протяженность 1351 км и проходит по областям центра России и Поволжью. Это вторая по интенсивности движения трасса после М-5 «Урал». Бывший Владимирский тракт соединяет столицу с востоком страны. В сутки возле крупных городов может проезжать до 38 тыс. автомобилей. Некоторые участки М-5 имеют полотно в плохом состоянии, недостаточно широкие полосы, а трафик при этом очень высокий. Это приводит к пробкам и ДТП. Сейчас дорога модернизируется и расширяется, строятся мосты и развязки.
Трасса Р-255 «Сибирь»
На трассе Р-255 в мае произошло две аварии и шестеро погибли. В Ачинском районе Красноярского края легковушка с водителем и пятью пассажирами столкнулась с фургоном ГАЗ 2747. Всего с начала года на трассе произошло 10 крупных аварий, которые унесли жизни 16 человек. Чаще всего гибли люди в Иркутской области. Там же произошло и одно за все это время тройное ДТП с участием грузовиков. В нем столкнулись две фуры и легковая машина, водитель одной из фур погиб.
Федеральная трасса Р-255 «Сибирь» имеет протяженность 1860 км и идет через Новосибирск, Томск, Кемерово, Иркутск и Красноярск. Трасса имеет крутые подъемы и спуски, может круто поворачивать. Здесь случаются паводки, которые затапливают отдельные участки дороги. Это делает Р-255 «Сибирь» опасной и непредсказуемой.
Трасса М-10 «Россия»
М-10 оказалась не столь уж кровожадной, за май пока не случилось ничего страшного на этой трассе. С января было всего 4 крупных ДТП, в них погибли 8 человек. Трагедии на дороге происходили в основном в Тверской и Новгородской областях. Трасса протяженностью 664 км соединяет Москву с Северной столицей. Аварийность высокая из-за того, что движение между столичными городами очень интенсивное. Покрытие ровное, но есть участки с не очень хорошим асфальтом. Причем дорога имеет на своем протяжении разное количество полос – 6 полос возле Москвы и Санкт-Петербурга, 4 и даже 2 полосы на других участках. Скоростной режим может изменяться от 30 до 60 км/час, а холмы и спуски, иногда ограничение видимости делают трассу опасной. Она входит в число самых сложных и аварийных в стране. По трассе «Россия» едет большое количество фур, поэтому обгоны, выезды на встречную и пробки осложняют положение и ведут к авариям и жертвам на М-10.
Трасса А-181 «Скандинавия»
А-181 – в целом благополучная трасса, на которой за 2021 год произошло всего одно ДТП в апреле, когда опрокинулся грузовой автомобиль с прицепом, но при этом ни водитель, ни кто-либо другой не пострадали. Свою репутацию «дороги смерти» А-181 заслужила в предыдущие годы, когда она еще не была отремонтирована. Трассу Выборг – погранпункт Брусничное вдоль Сайменского канала называют так, поскольку она отняла немало человеческих жизней. Это часть А-181 «Скандинавия», которая соединила Россию и Финляндию и в свою очередь является частью европейской трассы Е-18.
В марте 2017 здесь произошла авария с автобусом, в которой погибли три человека. За три года до этого на «проклятом» месте столкнулись лесовоз и микроавтобус, погубив 10 человеческих жизней. В ближайшее время планируется построить новую двухполосную дорогу Выборг – Брусничное с зоной ожидания и велодорожкой.
Трасса Р-256 «Чуйский тракт»
За май на «Чуйском тракте» произошло всего 2 тяжелых аварии, обе со смертельным исходом, в них погибло 2 человека. За год 7 ДТП, погибших оказалось 10, из них один ребенок. С участием фур на Р-256 была всего одна авария со смертельным исходом для водителя легковушки. Наиболее смертоносное происшествие пришлось на март, когда в Новосибирской области погибли сразу пять человек, среди которых был ребенок.
Трасса А-291 «Таврида»
Трассу А-291 в Крыму построили в конце 2020 года. Автомобильная дорога Керчь – Севастополь длиной в 253 км позволяет пересечь полуостров с востока на запад за три часа. Трасса включает 95 мостов и путепроводов, 18 транспортных развязок, 30 надземных переходов. Пропускная способность трассы – 40 тыс. автомобилей в сутки.
Дорога новая, но на ней почему-то происходит много аварий, и крымчане успели прозвать ее «трассой смерти». На дороге мало съездов, транспортных карманов, площадок для остановок. Как результат – 63 аварии, много погибших. Грузовики при поломке не имеют возможности съехать с дороги и вынуждены стоять на трассе, создавая аварийные ситуации. От Керчи до Симферополя нет заправок, кафе, туалетов. Нет тупиков для машин с отказавшими тормозами в горах, что оборачивается авариями и травмами.
Кутузовский проспект в Москве
Кутузовский проспект, Можайское шоссе – путь на Рублевку, где живут представители политической элиты страны, отмечен кровавыми следами дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Не даром москвичи дали этому маршруту название «дорога смерти». За последние 5 лет Кутузовский проспект стал местом гибели 65 человек – жертв крупных ДТП.
Дорога в этом месте имеет десять полос, а разделительное препятствие и островки безопасности отсутствуют. Поэтому водители не видят, как пешеход переходит дорогу – его закрывают припаркованные автомобили. Последнее нашумевшее ДТП произошло с участием актера Ефремова – его внедорожник врезался в фургон, водитель которого погиб. Трасса без барьерных ограждений служит не только для проезда спецкортежей правительства, но и как магнитом притягивает лихачей, готовых рисковать своей и чужими жизнями.
Другие опасные трассы в России
Существуют в России и другие трассы, которые носят устрашающее звание «дорога смерти». Среди них самыми опасными ГИБДД и водители называют:
М-58 «Чита – Сковородино» длиной 918 км, идет по болотистой местности в Забайкальском крае, ее отличие – бугры и глубокие ямы.
Е-50 «Верхний Герзель – погранзастава с Азербайджаном», Дагестан – 274 км, разбитая трасса, где правит автокриминал.
Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан длиной в 2032 км – имеются сложности зимой из-за ледяного покрытия, которое не счищается, нет ограждений.
А-360 «Лена» Невер – Якутск протяженностью 1235 км – это грунтовая дорога в разбитом состоянии.
Трудны и опасны дороги на севере – зимники, это регионы Республика Коми, Архангельская область, Якутия, Красноярский край, Ямало-Ненецкий АО.
«Мост глупости» в Санкт-Петербурге
Нельзя обойти вниманием такой источник аварий, как известный «Мост глупости» в Санкт-Петербурге. Под этим путепроводом может проехать «Газель» не выше 2,7 м. Но водители упорно испытывают судьбу и устремляются под мост в надежде проскочить, не задев верхнее перекрытие. С момента открытия проезда в 2009 году, по последним данным, уже рекордный 200-й грузовик не смог преодолеть «Мост глупости» и лишился верхней части кузова. Сейчас мост закрыт на ремонт, планируется углубить проезжую часть, чтобы поток ДТП на этом месте прекратился.