Российский рынок услуг грузовой автологистики по итогам текущего года может увеличится на 5-6%, а к 2025 г. с нынешних 1 трлн руб. вырастет до 1,3 трлн руб. На подъем финансовых показателей рынка в первую очередь влияет заметное подорожание автомобильных перевозок.
В текущем годы цены на услуги автоперевозок в России увеличились в среднем на 15 – 20 процентов, а по некоторым направлениям наблюдается даже более существенный подъем тарифов, говорят опрошенные «Экспертом» участники рынка. «На рост цен в грузовой автологистике в настоящее время влияют связанные с пандемией ограничения, возникший в четвертом квартале текущего года дефицит дорожных разрешений, экономические санкции, рост ставок за последний год, который, например, в направлении ЕС — Центральная Азия составил в среднем 15-17%, а китайский рынок подорожал более чем на 30%», — указывает Валерий Букша, менеджер по развитию бизнес-проектов логистической компании Stalogistic.
Существенным фактором увеличения цен на автоперевозки являются и взлетевшие вверх тарифы на доставку морем. «Экономика после пандемии восстанавливается неравномерно, что не могло не отразиться на логистической отрасли, — отмечает Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrueder Weiss. — В связи с тем, что к лету 2021 года ставки на морской фрахт достигли максимальных значений, компаниям пришлось менять привычные схемы поставок и искать альтернативные решения. Многие перешли на перевозку грузов авиа, авто и железнодорожным транспортом. В результате тарифы по данным видам транспорта увеличились в несколько раз. Можно сказать, что автоперевозки сейчас по стоимости почти сравнялись с морским фрахтом. В зависимости от направлений, по нашим оценкам, автоперевозки подорожали на 15-20%. Во внутрироссийских перевозках ставки больше всего увеличились в Московском регионе и в направлении Краснодарского края».
Впрочем, рост цен во многом зависит от направления перевозок. «На ряде ключевых направлений, в том числе соединяющих Москву с Петербургом, Екатеринбургом и Краснодарским краем, цены увеличились на 50–100%, — констатирует Владимир Гай, коммерческий директор логистической компании «Модуль». — Однако компании, работающие на дальних расстояниях отмечают, что в их сегменте за год тарифы выросли всего на 5-7% при увеличении затрат на 10%. Перевозки негабаритных грузов не подорожали. Основное повышение еще впереди, многие завершают долгосрочные контракты, заключенные на пике пандемии. Сейчас ожидания гораздо более оптимистичные, отрасль уже не будет подтверждать сверхнизкую цену, лишь бы получить гарантированный объем на год вперед».
Существенное давление на логистическую отрасль оказывают и подорожание коммерческих автомобилей, топлива, изменение налогового регулирования, а также проблемы с персоналом. «Только в первом квартале текущего года в среднем цены на грузовую технику выросли на 5%, сейчас наблюдается очередной виток роста цен на грузовики и прицепы, рост достигает 10%, — говорит Антон Скловец, аналитик «Фридом Финанс». — Из остальных факторов можно выделить нехватку персонала. Возникла тенденция ухода из профессии (следствие невысоких зарплат и увеличившейся нагрузки), оставшихся водителей явно не хватает для того, чтобы покрыть спрос. Проблема персонала стоит остро, так как компании не идут на повышение уровня дохода водителей, а норма часов работы в день находится на пределе. Рост по топливу составил за 9 месяцев чуть менее 2%. Закрытие МКАД для транзитных большегрузов и среднетоннажников привело к необходимости перестроения и удлинения маршрутов и росту затрат как следствие. Еще одним фактором роста цен стала отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД)».
«С июля текущего года стоимость топлива (пропан-бутан) выросла на 6 руб. — с 28 до 34 или более, чем на 20 процентов, — сетует в свою очередь Рафаиль Купаев, генеральный директор сервиса «Грузовичкоф». — Проблемы с пропусками также отрицательно сказываются на качестве (оперативности) выполнения заказов, также становится все больше штрафов, особенно за парковку на газонах».
Участники рынка говорят, что на фоне продолажющегося роста цен, например, на автомобили и на топливо тарифы на автоперевозки в ближайшие месяцы скорее всего продолжат расти. Хотя не исключен сценарий, что уже в начале следующего года расценки на автоперевозки могут поползти вниз. «До конца 2021-го ставки будут расти, достигнув пика примерно к Рождеству и Новому году, — прогнозирует Владимир Френтий, ведущий специалист по интермодальным перевозкам логистической компании «Даксер». — Далее спрос на логистику будет снижаться и уже в январе-феврале 2022 года ситуация нормализуется, а перевозки станут дешевле».